Отправить почту Карта сайта Поиск

ПРОВЕДЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОДУКЦИИ, ПРОЕКТНОЙ И ИНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. ЛЮБЫЕ ВИДЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИЗМЕРЕНИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ. ЭКСПЕРТИЗА И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НА КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ.ОКАЗАНИЕ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

   (495) 925-00-71

Требования к подбору и расстановки мебели для учащихся

Для руководителей, медицинских работников, классных руководителей общеобразовательных учреждений.

Наиболее распространенными функциональными нарушениями и заболеваниями костно-мышечной системы у учащихся являются статические нарушения осанки, деформации позвоночника и стоп, в формировании которых ведущая роль принадлежит школьным факторам риска. Современная образовательная среда оказывает негативное влияние на формирование костно-мышечной системы. И в ряд традиционных факторов, связанных с гиподинамией и длительными статическими нагрузками, входит несоответствие школьной мебели росту учащихся.

Считается доказанным, что состояние осанки и позвоночника учащихся, в первую очередь, зависит от организации рабочего места, поэтому при оборудовании классных помещений ученической мебелью необходимо учитывать ряд требований:

  • Наличие санитарно-эпидемиологического заключения в области применения, которого указано, что мебель предназначена для учебных заведений. Кроме того, следует обращать внимание, что в поле «изготовлена в соответствии» должен быть указан ГОСТ 22046-89 «Мебель для учебных заведений. Технические условия».
  • Наличие цветовой и цифровой маркировки. Парты, столы и стулья (кроме демонстрационных столов и столов для учителя), должны иметь цифровую и цветовую маркировку. Цифровая маркировка должна содержать номер мебели в числителе и средний рост детей в знаменателе. Цветовая маркировка должна быть нанесена на видимую наружную поверхность мебели в виде круга диаметром не менее 10 мм или горизонтальной полосы размером не менее 10х15 мм.
  • Соответствие функциональных размеров учебной мебели её номеру и маркировке (кроме демонстрационных столов и столов для учителя). Контроль осуществляется путём измерения высоты верхнего края крышки стола, обращённого к ученику и высоты сиденья стульев. При оценке мебели с регулируемыми параметрами контролируется соответствие номеру каждого положения регулировки.
  • Цветовое оформление отдельных элементов мебели, как фактор, формирующий благоприятный световой климат в учебном помещении. При этом следует отметить, что защитно-декоративное покрытие рабочих поверхностей столов и парт должно быть матовым. Кроме того, следует обращать внимание на цвет и рисунок облицовочных материалов защитно-декоративных покрытий отделочных элементов мебели.

При оборудовании учебных помещений следует соблюдать следующие требования к расстановке мебели:

  • между рядами двухместных столов – не менее 60 см;
  • между рядом столов и наружной продольной стеной – не менее 50-70 см;
  • между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены– не менее 50-70 см;
  • от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, не менее 70 см, от задней стены, являющейся наружной, не менее 100 см, а при наличии оборотных классов – 120 см;
  • от демонстрационного стола до учебной доски – не менее 100 см;
  • от первой парты до учебной доски – не менее 240-270 см;
  • наибольшая удалённость последнего места учащегося от учебной доски 860 см;
  • угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для учащихся II-IIIступени школы и не менее 45 градусов для учащихся начальной школы.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие – ближе к доске, большие – дальше от доски. Для детей с нарушением слуха и зрения парты (столы), независимо от их номера, ставятся первыми.

Оптимальные условия обеспечения правильной рабочей позы достигаются при соблюдении требований индивидуального подбора, расстановки мебели и контроля рабочей позы.

Каждый учащийся должен быть обеспечен удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится цветовая маркировка мебели. Стол (парта) и стул (табуретки и скамейки вместо стульев не используются) должны иметь одинаковый номер (цветовую маркировку).

Рассаживание учащихся следует проводить с учётом состояния их здоровья. Дети, часто болеющие ОРЗ, ангинами и простудными заболеваниями должны сидеть как можно дальше от наружной стены. Для детей с нарушением слуха и зрения парты (столы), независимо от их номера, ставятся первыми, причём ученики с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Для профилактики нарушений осанки рекомендуется не менее 2-х раз в году менять местами школьников, сидящих в первом и последнем ряду, не нарушая номеров мебели по росту.

В качестве источника информации о росте и состоянии здоровья учащихся рекомендуется использовать лист здоровья в классном журнале (заполняющийся медицинским работником общеобразовательного учреждения), в котором для каждого учащегося отмечается необходимый номер мебели, а также рекомендации по рассаживанию в зависимости от состояния его здоровья.

Правильная рабочая поза учащегося характеризуется

следующими признаками:

голова – держится или слегка наклонена вперёд;

корпус – имеет лёгкий или средний наклон вперёд (без опоры грудью на край стола);

руки – согнуты в локтевых суставах под прямым углом и свободно лежат на поверхности, не являясь дополнительными точками опоры;

ноги – согнуты под прямым или несколько большим (100-110 градусов) углом с опорой на пол или подножку парты (стола);

расстояние от глаз учащегося до рабочей плоскости должно соответствовать длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами (в среднем – 31 см).

Современные подходы к оптимизации рабочего места учащихся характеризуются использованием различных видов ученической мебели и вариантов их использования, в том числе, совмещённых, что способствует профилактике переутомления детей и повышению работоспособности. Научные исследования отмечают преимущество использования в учебном процессе в общеобразовательной школе новой модели одноместной школьной парты с подлокотниками, в сопоставлении с традиционным ученическим комплектом «стол-стул». Новая модель школьной парты способствует отсрочке наступления утомления и пролонгирует период высокой работоспособности учащихся.

Нормативная база:

  • СанПиН   2.4.2.1178-02  «Гигиенические требования к условиям обучения вобщеобразовательных  учреждениях»;
  • МР для врачей и среднего медицинского персонала «Медицинская профилактика в общеобразовательных школах»  2006 год.

Автор:  Нина Григорьева
Должность автора:  заведующая отделом гигиены детей и подростков филиала ЦГИЭ в г. Москве в САО

Возврат к списку